Спецпроекты:
Регистрация
Вход
ГлавнаяРецептыВидеорецептыТелепередачи Кулинарная школа Статьи Новости
Всемирный день яйца
Всемирный день яйца
Сегодня • 23 декабря
Все праздники
+ 1000
GEFEST - техника для кухниНовогодние подарки!ТВОРОГ - ВСЕМУ ГОЛОВА!Вау-кабачки от шефа!
Регистрация
Вход
ГлавнаяРецептыВидеорецептыТелепередачи Кулинарная школа Статьи Новости
Всемирный день яйца
Всемирный день яйца
Сегодня • 23 декабря
Все праздники
+ 1000
Реклама
хлебсоль

Интервью Юлии Высоцкой с Анатолием Коммом

Интервью Юлии Высоцкой с Анатолием Коммом
0
ХлебСоль
ХлебСоль
29 июня 2011

Я не хотел быть профессиональным поваром, а сейчас я вхожу в сто лучших...

Самый элегантный шеф-повар России, чьи эксперименты известны далеко за ее пределами. Загадочный алхимик, придающий молекулярный шик исконно русским блюдам– так, только у него можно попробовать сельдь под шубой в виде роллов, оливье с крабовым мороженым и красную икру со снегом из сметаны и зелени.То, что делает Комм, сложно охарактеризовать одним словом. Он ставит спектакль или пишет симфонию, тонко играя с консистенцией, фактурой, ароматом продукта и традициями его приготовления и варварски доставляя невероятное удовольствиеот результата его игр. Философ, теоретик, интересный собеседник,готовый говорить на любые темы и особенно на любимые – Швейцария, женщины и вино.

Гений современной кухни Анатолий Комм рассказывает Юлии Высоцкой о том, как учился готовить в грязной забегаловке Гонконга, о своем альтер-эго по имени Иисус Дервиль, о неверности характеристик «вкусно-невкусно» и гипертрофированной любви поваров к женщинам.

Интервью Юлии Высоцкой с Анатолием Коммом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юлия Высоцкая: Я не представляю, какой нужно иметь кураж, драйв, чтобы заниматься тем, чем вы занимаетесь. То, что вы делаете, – это как режиссура! Вы ставите спектакль! В этой среде, в нашей, нужен зритель, который благодарен вам! Которого много – вы же артист. Что вами движет? Вы хотите, чтобы вас любили? Любой художник хочет! Да вообще мы, люди, хотим! Мы боремся за внимание, пространство...

Анатолий Комм:Конечно, если нет амбиций – все, свободен.

Ю.В.:Так что вами движет в достижении вашей цели?

А.К.:Je ne sais pas (Я не знаю. – Прим. ред.).

Ю.В.:Хороший ответ! Вы редко даете интервью, и никто не знает, что влияло на вас, откуда все начиналось... 

А.К.:А начиналось все из города-героя Люберцы.

Ю.В.:Да? В каком году?

А.К.:Родился я на Таганке в шестьдесят седьмом. Через несколько месяцев, в младенчестве глубоком, был привезен в этот славный город. Поскольку семье моей еще повезло, что она оказалась в Люберцах, то, в принципе, я всем доволен. Но так как мы всегда-всегда жили очень бедно, постоянно решался вопрос – кусок мяса или лишние туфли, и всегда лучше был кусок мяса.

Ю.В.:А где вы учились?

А.К.:Я учился в политехническом на геофизика.

Ю.В.:И как из политехнического вышла ваша карьера?

А.К.:Если говорить прямо и честно, то я сделал все, чтобы этого не случилось. И все равно это случилось.

Ю.В.:То есть?

А.К.:Я никогда не хотел быть профессиональным шефом, потому что я прекрасно понимал, что это достаточно тяжелая работа. Я был бизнесменом, а это вообще не доставляло никакого удовольствия. Потом у меня была подружка, одна из топ-моделей, которая познакомила меня с Версаче, Ферре и прочими-прочими. По молодости, когда тебе двадцать с небольшим, все это выглядит весело, красиво: сегодня ты в Нью-Йорке, завтра в Лондоне, Милане, Париже, куча красивых женщин, хорошее вино... Вроде все нормально. Но потом тоже надоедает... При этом постоянно, если я ел в ресторане и не знал, как приготовить это блюдо, мне было не стыдно пойти и предложить денег шеф-повару и два-три дня у него поработать. Так я проработал везде.

Ю.В.:То есть вы просто, извините, нахватались! Получается – самоучка, самородок!

А.К.:Да, только это нахватывание длилось почти пятнадцать лет. Самый большой свой опыт кухонного дела я получил в Гонконге.

Ю.В.:Вы работали в Гонконге?

А.К.:Да, причем на улице! Как стрит-кукер. 

Ю.В.:Если бы я вас знала пятнадцать лет назад, я бы пошла вместе с вами куда-нибудь поучиться.

А.К.:Мой первый учитель был законченный алкоголик, просто законченный. С Окинава. Плохо было другое: он заставлял меня вместе с ним выпивать. Представляете, каждую ночь я возвращался в свой не самый дешевый отель после этой вонючей и грязной забегаловки сильно пьяный! Первые несколько дней ребята с ресепшна с трудом понимали, что происходит. Потом прознали, видимо... Так вышло, что я инвестировал в свое обучение достаточно большую сумму.

Ю.В.:Вы просто приходили, и никто лично уроки не давал, вы смотрели и пытались понять? Язык не мешал?

А.К.:У меня, в принципе, достаточно приличный английский. Знаете, когда ты платишь деньги, ты имеешь право на то, чтобы твой язык понимали. А еще ты имеешь право задавать вопросы.

Ю.В.:Это выгодная позиция. А как пришла идея открыть свой ресторан? Или она всегда была – я буду делать не такое, как у всех?

А.К.:У меня вообще никогда не было идеи открывать свой ресторан.

Ю.В.:Тем не менее у вас четыре ресторана.

А.К.:Я просто готовил, в школе весь класс ходил ко мне есть. Потом в армии, несмотря на то что я служил в боевой части, по ночам ко мне собирался весь полк для того, чтобы поесть. Потом – весь поток, потом – все друзья. Потом один из них начал за мной ходить с вопросом: «Зачем ты всех кормишь бесплатно?»

Ю.В.:Умный человек!

А.К.:В общем, мы открыли ресторан, но я там не был шеф-поваром. Я туда набрал людей, но через месяц оказалось, что все делают по моим рецептам, я все время на кухне, постоянно с ними ругаюсь, вообще какая-то катастрофа. Мы его продали. Построили теннисный центр на Ильинке (Ильинское шоссе. – Прим. ред.). Там был ресторан, в котором я еще больше времени проводил. Этот комплекс тоже продали. И я сказал, что больше никаким бизнесом вообще заниматься не буду! И в декабре 2000 года мы открыли «Грин» на Кутузовском. При этом придумали сумасшедшую историю, потому что сразу объявить о том, что Комм – шеф-повар в ресторане, было бы просто маразмом. Никто бы в это не поверил. Все же Москва меня знала больше как гуляку. Поэтому мы придумали, что там будет каталонская кухня.

Ю.В.:(Смеется.) Потому что кто знает, что такое каталонская кухня!

А.К.:Да, и придумали мифический персонаж, которого назвали Иисус Дервиль. У нас получился такой несуществующий шеф-повар.

Ю.В.:То есть это ваш псевдоним, грубо говоря.

А.К.:И журналисты все время удивлялись. Они спрашивали: «Ну а с шефом можно поговорить?» А я им проникновенно, глядя в глаза, говорил: «Вы знаете, только что отбыл в Барселону. Вот на следующей неделе приходите, он будет здесь сидеть».

Ю.В.:И пошло, да?

А.К.:Да, он был очень популярным, очень. По-моему, первый такой по-настоящему...

Ю.В.:Вкусный?

А.К.:Я не люблю очень это слово – «вкусный».

Ю.В.:Ну хорошо – про еду.

А.К.:Понимаете, почему не люблю, потому что у русских неправильное понимание.

Ю.В.:Почему?

А.К.:Можете себе представить, чтобы я пришел к вам на спектакль, а потом оценивал в категориях «весело-невесело»?

Ю.В.:Оскорбительно для меня это будет.

А.К.:Говорить про ресторан «вкусно-невкусно» – это все равно что говорить про спектакль или музыку «весело-невесело». А к сожалению, россияне в силу прежде всего того, что это голодная страна, оценивают с позиции «вкусно-невкусно». Мы не думаем, что, когда первый раз открывают устрицу, никому невкусно. Большинству людей, которые впервые пробуют трюфель, им это невкусно. Для того чтобы понимать, что такое вкусно и что такое невкусно, нужно обладать интеллектом, знаниями и, что крайне важно, жизненным опытом. А когда вы находитесь на первой ступени эволюционного развития, то вы можете ощущать вкусно или невкусно только на животном уровне. Поэтому человеческая физиология устроена следующим образом: нам жирненько, значит, нам вкусненько.

Ю.В.:Сладенько – вкусненько.

А.К.: На этом построен феномен «Макдоналдса». И вообще фаст-фуда. И отсюда такая любовь к майонезу у населения. Потому что это на животном уровне вкусно, на примитивном уровне.

Ю.В.:Абсолютно согласна с вами. А что вы едите?

А.К.:Мало что, потому что я очень склонен к полноте. Поэтому я обычно вечером пью вино, ем сыр. Как можно не выпить вина?

Ю.В.:Ну конечно! Как я вас понимаю. Есть люди, которые любят вино и говорят, что нет вина плохого. Вот как у вас с вином? Что вы любите?

А.К.:Я люблю вино.

Интервью Юлии Высоцкой с Анатолием Коммом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю.В.:Прекрасно! Французы говорят: «Лучшее вино в мире – это бордо, а лучшее вино во Франции – это бургундское».

А.К.:Ну да... Еще нужно понимать такую вещь: ваш выбор вина должен зависеть от вашего настроения. Это вроде бы звучит очень просто, но на самом деле это целая философия. Я очень часто с великими поварами дискутировал – очень многие, кстати, принимают мою теорию. Потому что обычному человеку выискать связь между вином и блюдом, сидючи в ресторане, практически невозможно. Это нужно быть очень продвинутым пользователем – чуть больше чем любителем. На наше восприятие в первую очередь влияет наше настроение. Поэтому если вам по настроению хочется сегодня вот этого, то вот это вам и нужно пить! И оно будет вам подходить к любому блюду.

Юлии приносят десерт «Зима-лето» – сорбет из помидоров, перца и руколы.

Ю.В.:(Пробует.) Это невероятно. Вы меня поразили! А вот от чего вы получаете кайф?

А.К.:Вот как раз от этого – когда смотрю. Я могу сказать так: все повара, которые на сегодня являются такими монстрами – если угодно – и которые вызывают у меня уважение, – все они гипертрофированные любители женщин. При этом я специально не сказал «гиперсексуальные». Нет, они именно любят женщин, женскую красоту и все, что с этим связано. Мы часто это между собой обсуждаем. У поваров есть одно извращение помимо секса – смотреть, как женщина, особенно красивая, ест то, что ты приготовил. А если она еще и получает от этого удовольствие – можно увести любую!

Ю.В.:Пять с плюсом! А я считаю, что в этом смысл гораздо шире, ведь самое большое удовольствие после физической любви, которое мы испытываем, – это еда! Ученые доказали, например, что гормон самого высокого достижения счастья у женщины бывает в трех моментах в жизни: рождение ребенка (т.е. ее физика производит этот гормон), любовь и еда. Никакие другие достижения – ни шмотки, ни покупки – ничего не делает ее такой счастливой.

А.К.:Есть такая журналистка – Ксения Соколова. Так вот она все время говорит, что ходит ко мне сюда за оргазмом.

Ю.В.:Вот! Очень хорошо понимаю. А что вас может удивить в жизни?

А.К.:Последний раз меня удивило – вот клянусь – не ханжество, а первое, что мне в голову пришло, когда Спиваков исполнял Шостаковича, я был в шоке. Я немножко скептически относился к нему, но этот концерт для скрипки... Он гений!

Ю.В.:А что вас порадовало? Какие-то такие бытовые мелочи.

А.К.:Порадовало, что у меня дочь записали на собеседование.

Ю.В.:Куда?

А.К.:В Лозаннскую школу отельных менеджеров. Там конкурс – шестьдесят человек на место. И прежде чем тебя допустят к экзаменам, нужно пройти собеседование. А чтобы тебя записали на собеседование, нужно отправить эссе. Вот она отправила эссе и получила приглашение на собеседование.

Ю.В.:Можно сказать, что Швейцария – ваша вторая Родина?

А.К.:Французская часть Швейцарии – Савой. Я бы хотел старость закончить там. Понимаете, там есть какой-то пробой из космоса. Когда вы сидите на берегу озера, перед вами Монблан, и вы видите небо, сколько бы компаний ни сидело, через пятнадцать минут люди замолкают. И люди куда-то улетают! Это правда так. Если вы хотите за три дня отдохнуть так, что вы будете чувствовать себя, будто месяц отдыхали, – туда.

Ю.В.:А как вы отдыхаете вообще? Что вам нужно? Или вам достаточно войти на кухню, погрузиться?

А.К.:Нет-нет, это не так. Просто у меня часто гастроли во всякие курортные зоны...

Ю.В.:Я понимаю... А вообще, правда, приятно ездить с работой? Ты как-то по-другому к месту относишься. Ты как будто его облучил. Знаете, как собака пометила. Оно уже как будто твое. Не просто как турист проехал мимо.

А.К.: Ну и потом к тебе другое отношение. У нас, у поваров, есть офигенная привилегия. Обозначил ее Чарли Троттер, есть такой американский повар известный. Как-то Ларри Кинг брал у него интервью, потому что в отличие от России там шефы такого уровня имеют статус звезды.

Ю.В.:Как Том Круз и так далее.

А.К.:Да. Так вот. Ларри Кинг задает вопрос: «Какое ваше любимое вино?» Тот, не моргнув глазом, ему отвечает: «Шато-марго девятисотого года». На что Кинг поперхнулся и говорит: «Вообще, вы понимаете, даже американский президент не в состоянии себе позволить пить такое вино». На что Троттер ему говорит: «Понимаете, у шефов есть свои привилегии».

Ю.В.:А есть у вас какая-то мечта? Например, научиться водить вертолет?

А.К.:Нет, у меня все довольно приземленно: я хочу, чтобы «Варвары» входили в десятку лучших мест в мире. И все.

Ю.В.:Ну ничего себе приземленно! Это такая амбиция...

А.К.:Сейчас я вхожу в сто лучших.

Ю.В.:Рахманинов сказал своей жене, что она должна говорить своему мужу три слова: «Гений, гений и гений». Вы потрясающий!

 

Журнал "ХлебСоль" Февраль 2011

В каждом номере "ХлебСоль" читайте эксклюзивное интервью Юлии Высоцкой с самыми знаменитыми персонами!

Теги поста
рейтинг статьи
Рассказать друзьям
По типу
Кулинарный календарь
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Комментарии — 17
Отправить
Sofi
Sofi
13 лет назад

Благодарю от души за замечательное интервью!!!

vikadok
vikadok
13 лет назад

Спасибо за такое замечательное итервью!

Маргарита
Маргарита
13 лет назад

Оценить работу другого (шеф-повара, актёра, художника, модельера, музыканта и т.д.)может только его коллега. Например, чтобы мне оценить блюда Анатолия Комма (или любого другого), нужно как минимум раз 100 побывать в разных ресторанах (местных и зарубежных).
А обыватель оценивает с позиции "цепляет - не цепляет" душу, какие чувства и эмоции дарит то или иное произведение.
Для шеф-повара может и хорошо, когда его рецепты идут в народ, но для ресторатора - это плохо, когда фирменное блюдо его ресторана можно будет через какое-то время попробовать в другом месте.

vlad0775
vlad0775
13 лет назад
Маргарита,

Извините, но Вы не правы. Это не тот бизнес где что то скрывается. Да я шеф-повар и сейчас открываю со своими коллегами ещё один ресторан как учередитель. Невозможно скрывать рецепты, да и не нужно. Нет в этом никакого смысла. Да и ни один повар не копирует блюдо целиком. Как правило берут идею и дорабатывают так как видят они. Я открывал не один ресторан и поверьте. Есть блюда которые переходят со мной из ресторана в ресторан. Но это уже другие, хотя возможно и похожие. Вид и вкус блюда диктует посуда, антураж ресторана, оборудование, да просто настроение шеф-повара когда он планирует вводить то или иное блюдо. А для блюд Анатолия не нужно посещать 100 ресторанов. Ну не нужно сравнивать. Просто необходимо почувствовать ту атмосферу в которой оно подается, как оно лежит на тарелке, даже то удобно ли сидится на стуле. Ведь если, к примеру, стул будет неудобный- у вас не появится возможность расслабиться и просто отдыхать. (это просто пример- стул тут ни причем) Важен комплекс ощущений вокруг Вас.
Так получается, если оценить игру музыканта может только музыкант? Где логика? Любое творчество делается не для коллег, а для публики (слушателей, зрителей, гостей ресторана....)
Извините что эмоционально ответил. Не хотел Вас обидеть. Простите если что не так.

Татьяна
Татьяна
13 лет назад

мне это не нужно и совсем неинтересно

Татьяна
Татьяна
13 лет назад
Татьяна,

Татьяна, если вам не интересно, можете не читать. Это же не принудительно. :)

vlad0775
vlad0775
13 лет назад

Интересное интервью.
Для Маргарита: что значит "секрет фирмы"?Я всегда рад что кто то готовит по моим рецептам, а если ещё и копируют в другие рестораны, то приходит понимание что блюдо удачное и его оценили коллеги. По Вашей логике и поварам нельзя давать рецепты - "а вдруг отдадут куда-то или перейдя в другое место будут по ним готовить" Главное чтоб повторяемое блюдо было не хуже оригинала, а если лучше то вообще прекрасно. Значит не зря работаешь и создаешь.
К творчеству Комма у многих моих коллег двоякое отношение. Но факт остается фактом- он удачен, известен и его блюда интригуют, возбуждают. И с этим нельзя не согласиться. Это не для каждодневного посещения. Как театр- достаточно прийти один раз в месяц, чтоб получить заряд впечатлений до следующего посещения. И оценивать театр интересно-не интересно тоже не правильно. Спектакль в общем контексте может и быть не интересным, но игра актеров, правильно подобранное музыкальное сопровождение, декорации делают из этого спектакля шедевр. К примеру я не очень люблю Есенина и Безрукова, но сходив на спектакль "Хулиган" - поменял свое вмение. Это было нечто. Так и с блюдами Анатолия. Это нужно попробовать. Просто попробовать, понять и прислушаться к своим ощущениям.
Работаю в ресторанном бизнесе уже 21 год, из них 14 шеф-поваром.
Спасибо Вам Юлия за интервью. Благодаря им люди могут понять наш труд и, возможно, проникнуться уважением к тем людям которые готовят им, вкладывая часть души в блюда.

Показать еще комментарии
Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Примите участие в опросе!

Пройдите опрос и получите в подарок лекцию от диетолога.